Аппликация дикие животные
СодержаниеОрганизация аппликации на тему «Животные» в старшей группеУмения и навыки детей старшей группы в аппликацииНаиболее часто используемые материалы и оборудованиеМотивация изобразительной деятельностиСтруктура и длительность занятия по аппликацииТаблица: структура и длительность занятия по аппликации в старшей группеТаблица: конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Рыжая белочка», подготовила О. В. МолчановаПояснение порядка выполнения аппликацииПредметная обрезная …
Содержание
- Организация аппликации на тему «Животные» в старшей группе
- Умения и навыки детей старшей группы в аппликации
- Наиболее часто используемые материалы и оборудование
- Мотивация изобразительной деятельности
- Структура и длительность занятия по аппликации
- Пояснение порядка выполнения аппликации
- Особенности занятия аппликацией в подготовительной группе детского сада
- Аппликация «Домашние и дикие животные»
- Схемы и порядок выполнения аппликаций
[
Как выполнить раскраску Волк с пользой для развития рук и глазомера
Когда планируете работу с какой-нибудь раскраской ,то, конечно же в первую очередь исходите из обучающих целей. А на бонус — развлекательные, чтобы грызть гранит науки было веселее.
Когда мы закончили раскраску «Баран», я наобум предложила ученикам заняться раскраской Волк, туманно объяснив, что баран без волка как без рук. И поразилась – дети с энтузиазмом взялись за серых хищников. Бараны тоже не дрогнув ,приняли новый поворот сюжета(потом расскажу – как им удалось сохранить самообладание).
Итак-раскраска волк.
Раскраски Волк на любой вкус
На самом деле польза может быть двоякой: либо потренирумся раскрашивать простым карандашом без нажима, чтобы волк получился просто серым, а не зверски -чёрным. А можно выполнить штриховку в лубочном стиле. Я предпочитаю именно этот вариант- я люблю лубки и когда есть возможность, пропагандирую народные традиции.
Выполним раскраску-штриховку «Волк».
Штрихи короткие и сложность работе добавляет то, что надо сообразить, как менять направление шерсти на лапах. Это надо отдельно обговорить и чётко показать:
Раскраска-штриховка Волк
Ну вот, раскраска- штриховка выполнена. Но из этой темы можно извлечь значительно больше пользы. Потренируем навыки вырезания по сложному контуру. А теперь приклеим силуэт волка на середину листа.(Навыки работы с клеем-карандашом и развиваем глазомер-середину определить тоже не так-то и просто). Теперь можете считать нашу картинку Аппликацией Волк или Раскраской с дорисовыванием Волк -дело вкуса.
Дальше картинку оформим как нам фантазия подскажет . Если хотите зиму, пожалуйста, узоры- зимний лес.
Раскраска с дорисовыванием
Узор Ёлки, вполне в лубочной традиции будут кусты с ветвями-завитушками. Добавим узор «Снегопад» — и картинка заиграет.
Раскраска Волк в лубочном стиле
Если же вы(как и я) загрустили по лету — порадуйте волка лубочными цветами.
Лубок-«Волк летом»
Я нарисовала своего волка -он так рад лету,что порхает над цветами счастливый и невесомый.
Про возможные варианты выполнения раскраски Волк вам рассказала Марина Новикова.
Читайте ещё:
Как нарисовать волка
Как сделать модель волка из бумаги
Вырежем силуэт волка
Маска волка
Метки: аппликация из бумаги для детей, лубок, Лубочные картинки
Организация аппликации на тему «Животные» в старшей группе
Аппликация на тему «Дикие и домашние животные» в старшей группе — прекрасный способ не только закрепить знания, умения и навыки детворы, но и способствовать воспитанию любви к братьям нашим меньшим, доброты и человечности. Развивая в воспитанниках эти качества, педагоги помогают детям социализироваться, устанавливать отношения с окружающими, что особенно важно для будущих школьников.
Выбрав, какое животное будут изображать дети, воспитатель в первую очередь должен продумать такие вопросы:
- Будет ли это предметная (одно животное) или сюжетная аппликация. Во втором случае требуются несколько персонажей и дополнительные детали (хлев, конура, изображение лесной полянки и т. д.), которые тоже нужно подготовить. Обрезную или мозаичную сюжетную аппликацию одному ребёнку сделать очень трудно, но в случае, если это аппликация из готовых форм, вполне по силам.
- Сколько детей будут трудиться над работой. Возможно изготовление аппликации одним ребёнком, в паре, малой подгруппой (3–6 человек), всем коллективом. Коллективные работы уместны, если работа объёмная или сложная (коллаж, мозаичная, сочетание различных техник).
- Размер аппликации. Она может быть выполнена на стандартных листах формата А4, если работают 1–2 ребёнка, но для коллективной и подгрупповой аппликации лучше взять листы формата А3, вокруг них малышам будет удобно расположиться и создавать композицию, не мешая друг другу. Детали должны быть такого размера, чтобы всё изображение смотрелось гармонично.
Места на листе должно хватить не только для самого животного, но и для сопутствующих деталей
Аппликацию необходимо сделать доступной каждому ребёнку, то есть индивидуализировать задания в зависимости от уровня подготовки и способностей детей. Ведь и умения, и темп деятельности у детей разный. Одни справляются быстрее и могут заскучать, другие испытывают трудности в использовании ножниц, применении приёмов вырезания. Особенно это касается новичков, которые пришли в старшую группу из дома. Таким детям можно предложить готовые детали, шаблоны или трафареты, тогда как более их подготовленные сверстники изготавливают детали аппликации самостоятельно, используя приобретённые ранее навыки. Тем же, кто справляется быстрее, можно предложить дополнительный объём работы: украсить деталями фон, пририсовать или наклеить корм для животного, другие мелкие элементы.
Умения и навыки детей старшей группы в аппликации
Что же освоили дети шестого года жизни в области аппликации? Во-первых, они знают правила безопасного обращения с ножницами. Здоровье воспитанников — приоритет работы детского сада, и каждый педагог даёт своим подопечным чёткие инструкции, как пользоваться ножницами, чтобы не навредить себе и товарищам.
Кроме того, дети старшей группы умеют:
- нарезать бумагу «соломкой» и широкими полосами разной длины;
- разрывать нарезанные полосы на кусочки, складывать их на тарелки для дальнейшего использования;
- вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников приёмом плавного заокругливания углов;
- разрезать геометрические фигуры, получая меньшие или новые (маленькие прямоугольники из большого, треугольники из квадрата);
вырезать предметы или их части из бумаги, сложенной пополам и гармошкой: - аккуратно и экономно пользоваться клеем, убирать его излишки салфеткой;
- промазывать клеем часть аппликации и заполнять этот участок обрывками бумаги, крупой, ватой и прочими материалами;
- соединять в одной работе несколько видов материалов, различные техники и способы изготовления деталей (квиллинг, конструирование, лепку, рисование).
Над изображением животного могут трудиться и один ребёнок, и несколько, в зависимости от сложности. Если запланирован коллаж, фигурки зверей дети могут подготовить заранее во время самостоятельной изобразительной деятельности, а на занятии лишь вырезать и наклеить их.
Дети старшей группы умеют работать, не мешая друг другу. советуясь и взаимодействуя
Наиболее часто используемые материалы и оборудование
Чтобы как можно ярче и полнее передать образ животного, воспитатель предлагает детям как традиционные, так и малоиспользуемые в аппликации материалы. К традиционным можно отнести обычную цветную бумагу и тонкий картон, однотонный и с принтом, вырезки из пришедших в негодность детских журналов и книг. Однако всё большее распространение приобретают разнообразные материалы, которые изначально не предназначались для аппликации в детских садах:
- Ткань, вата, ватные диски, нитки, тесьма, ленты, пайетки, блёстки, бусины.
- Гречневая, рисовая, манная крупы, пшено.
- Дары растительного мира (листья, веточки, сухоцветы, хвоя, мох, солома). Ими можно как выложить фигурки животных, так и заполнить и украсить фон.
- Бросовый материал, к примеру, фантики от конфет, обрывки красивой обёрточной бумаги, стружка, которая образуется при затачивании карандашей.
Ёжик из карандашных опилок выглядит почти как настоящий
Используя мелкие материалы, педагог должен обратить внимание детей на то, что эти предметы могут быть опасны и с ними также нужно обращаться осторожно.
Для фона используют белую и цветную бумагу, большие куски обоев с неброским рисунком, ткань. Интересные и красивые аппликации получаются на мешковине, неотбеленном полотне. Украсить фон можно размывкой акварели, штампами, набрызгом, нанесением рисунка валиком.
Кроме ножниц с закруглёнными концами, клея, салфеток, карандаша для обведения контура может пригодиться такое оборудование:
- небольшие тарелочки, куда дети будут складывать обрезки и ссыпать излишки крупы;
- использованные стержни от авторучек (для создания завитков в технике квиллинга);
- шаблоны и трафареты с изображением частей тела животных или их силуэтов;
- фломастеры, восковые мелки для дорисовывания деталей.
Аппликация с элементами квиллинга смотрится очень нежно и воздушно
Воспитанников следует с начала года приучать держать рабочее место в порядке, не разбрасывать материалы, ведь на столе их будет достаточно много. Делать это лучше всего на личном примере: педагог выполняет аппликацию рядом с детьми и вначале рассказывает им, куда необходимо положить инструменты и материалы, а потом на занятии напоминает, как лучше организовать рабочее место.
правильная организация рабочего места — залог безопасности детей
Мотивация изобразительной деятельности
Дети старшей группы воспринимают педагога не только как источник информации, но и как друга, собеседника. Лучшей мотивацией к изображению животных будет обращение к опыту воспитанников, их чувствам и эмоциям. Наверняка у ребятишек есть опыт общения с животными, многие держат дома питомцев, видели крупный скот в деревне, а диких животных — в зоопарке, по телевизору. Беседа об этих впечатлениях поможет воспитателю направить деятельность в нужное русло и создать доверительную атмосферу на занятии.
Кроме того, используют наглядность (предметные и сюжетные картины, отрывки из мультфильмов, видео с участием животных), художественное слово (загадки, стихи, фрагменты рассказов и сказок о животных), игровые и сюрпризные моменты, проблемные ситуации, например:
- К детям приходит Лесовичок. Он очень огорчён, ведь настала зима (занятие проводят зимой), и многие обитатели леса впали в спячку. А Лесовичок так скучает за своими друзьями! У него даже нет их портретов. Воспитатель предлагает детям развеселить Лесовичка: изготовить ему на память портреты лесных зверей, которые впадают в спячку.
- В группу присылает письмо Учёный гном. Его маленький внук никак не может запомнить названия и вид животных жарких стран. Учёный гном просит детей сделать большую интересную картину, на которой будет несколько животных из тропиков. Дети обсуждают проблему и решают изготовить коллективную аппликацию с изображением жирафа, зебры, слона, носорога и т. д.
- К ребятишкам приходит их любимый сказочный персонаж (Незнайка, Карлсон или др.). Он сообщает, что завёл домашнего любимца, описывает его, расспрашивает детей, есть ли у них питомцы, кого бы они хотели иметь, какие забавные повадки есть у животных, после чего предлагает детям изобразить их любимое животное. Эта тема помогает раскрепостить фантазию и креативность детей, и нет ничего плохого в том, чтобы малыши изображали щенков с крыльями или сиреневых и розовых котят, потому что они не просто передают образы существующих животных, а свои мечты. В такой работе хорошо сочетать аппликацию и рисование, то есть силуэт животного дети наклеивают, а детали прорисовывают.
Воспитателям следует помнить, что рыбы, птицы, насекомые, пресмыкающиеся также являются животными и их изображение не будет ошибкой.
В любом случае стоит учитывать, что дети старшей группы ищут в педагоге партнёра, друга, поэтому необходимо относиться с пониманием и интересом к их идеям и предложениям, поддерживать и развивать проявления инициативы, оригинального мышления, самовыражения.
В изобразительной деятельности прежде всего важна радость свободного творчества
Структура и длительность занятия по аппликации
Чаще всего аппликацию на тему «Дикие и домашние животные» проводят как самостоятельное занятие. Однако возможна и организация комплексного занятия, в ходе которого чередуются познавательная деятельность (дети узнают занимательные факты о животных, совершают воображаемое путешествие в дальние страны, знакомятся с их обитателями), игровая, то есть дидактические игры о животных и изобразительная — непосредственное изготовление аппликации.
Таблица: структура и длительность занятия по аппликации в старшей группе
Этапы занятия | Предметное занятие | Комплексное занятие |
Вступительная часть | Организация детей, создание положительного настроения, сообщения темы занятия. 3–4 мин. | |
Основная часть | Мотивационный этап, сюрпризный или игровой момент. Вступительная беседа. Показ воспитателем порядка выполнения работы. Изобразительная деятельность детей. 15–17 мин. |
Чередование различных видов деятельности (познавательной, поисково-исследовательской, игровой, изобразительной) в соответствии с программными задачами. 20–22 мин. |
Заключительная часть | Подведение итогов занятия, рефлексия, оценка педагога и самооценка детей. До 3 мин. |
Таким образом, в целом предметное (однонаправленное) занятие длится не более 25 минут, а комплексное за счёт расширения основной части может быть длиннее на 5–7 минут. В середине занятия проводят пальчиковую гимнастику или физкультминутку.
Таблица: конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Рыжая белочка», подготовила О. В. Молчанова
Программные задачи |
|
Материалы и оборудование | Сюжетные картинки с изображением белки, шаблоны белки на каждого ребёнка, вата, клей, цветная бумага, салфетки. |
Этап занятия | |
Воспитатель: — Рыжий маленький зверёк По деревьям прыг да скок. Он живёт не на земле, А на дереве в дупле. Рыжий хвостик тут и там Промелькнул вдруг по кустам Смотрит вслед ей девочка, Знает — это… (Белочка). |
|
Воспитатель показывает детям игрушку белку. — Ребята, белочке скучно одной, ей нужны друзья. Рассматриваем вместе с детьми изображение белки:
Физкультминутка
Воспитатель: |
|
В конце занятия воспитатель организует выставку работ. Благодарит детей за то, что изготовили много друзей для белочки, предлагает рассмотреть все работы, выбрать наиболее интересные, объяснить свой выбор, побуждение детей к уборке своих рабочих мест. | |
Цитируется по: | https://ped-kopilka.ru/blogs/blog63705/konspekt-nod-v-starshei-grupe-aplikacija-na-temu-ryzhaja-belochka.html |
Пояснение порядка выполнения аппликации
Чтобы дети выполнили работы с успехом и получили удовольствие от деятельности, педагогу необходимо чётко и понятно пояснить порядок действий. Он будет зависеть от выбора техник, материалов, а также от того, работают ли дошкольники совместно или индивидуально.
Почти все инструкции сопровождаются демонстрацией промежуточных этапов работы, но для некоторых видов аппликации это невозможно, например, недавно приклеенная крупа обсыпется с листа, если его поместить в вертикальное положение. С такими техниками детей нужно познакомить заранее, в свободное время, и тогда на занятии будет достаточно словесной инструкции.
Предметная обрезная аппликация
Наиболее часто проводят предметную аппликацию. Она помогает отработать навыки пользования ножницами, бумагой, даёт педагогу возможность видеть, кто из детей успешно справляется с программными задачами, а кому нужна помощь в индивидуальном порядке. Алгоритм выполнения бумажной обрезной аппликации:
- Каждый ребёнок выполняет аппликацию на отдельном листе.
- Заготавливаем детали в зависимости от выбранного животного.
- Раскладываем детали на фоне так, чтобы изображение находилось по центру, можно пользоваться образцом.
- Наклеиваем в таком порядке: туловище, голова, лапы, хвост, мелкие детали (уши, глаза, рот). Нарисовать мордочки можно фломастерами или карандашами. Разглаживаем салфеткой.
- По желанию украшаем фон снегом, травой, цветами и прочим.
Фотогалерея: готовые работы в технике обрезной аппликации
Фигурку белочки дети дополнили рисунком сосновой ветки и орехом из фольги
Изображение кота состоит из овалов и кругов, которые дошкольнику необходимо вырезать из квадратов
В аппликации «Слон» использовано много дополнительных декоративных деталей, поэтому её лучше разделить на два занятия или между двумя детьми
Эту фигурку лисички ребёнок шестого года жизни может изготовить самостоятельно
Изготовление коллективной силуэтной аппликации
В коллективной аппликации участвуют все дети группы. Если группа большая, её делят на две подгруппы. Работу выполняют в следующем порядке:
- Прикладываем трафарет или шаблон к листу бумаги. Если бумага не двусторонняя цветная, выбираем белую сторону.
- Обводим изображение животного.
- Вырезаем по контуру.
- Переворачиваем, приклеиваем или пририсовываем детали.
- Снова переворачиваем, наносим клей по краю силуэта.
- Выбираем место для фигурки на общем листе, приклеиваем, разглаживаем салфеткой.
Обычно в коллективной работе дети старшей группы уже договариваются сами, кто и где будет располагать свои части изображения. Тем, кто успевает быстрее, воспитатель предлагает украсить фон, наклеив мелкие элементы декора (крупные наклеивают заранее, до занятия).
Фотогалерея: примеры коллективных работ в технике силуэтной аппликации
Аппликацию на тему «Ферма» можно изготовить и в технике коллажа, использовав вырезки из журналов или распечатанные изображения персонажей
В панно «Овечки на лугу» соединены техники силуэтной и мозаичной аппликации
Весёлые пингвины на этой аппликации изготовлены по шаблону и дополнены обрезными деталями
Отлично смотрятся и коллективные работы с изображением животных жарких стран, потому что их силуэты легко узнаваемы и разнообразны
Выполнение мозаичных аппликаций в паре или подгруппе
Дети получают листы с готовыми контурами животных. Материалами для мозаики служат обрывки бумаги, шарики из салфеток (воспитанники скатывают их заранее в свободное от занятий время), крупа, синтепон или вата, тополиный пух, семена растений. Ход работы такой:
- Изображение промазывают клеем небольшими участками, начиная сверху.
- Приклеивают материалы, руководствуясь готовым образцом и советами воспитателя.
- Дают аппликации высохнуть и после этого удаляют излишки материалов, аккуратно стряхивая на тарелку для обрезков.
- Дорисовывают или наклеивают детали.
Мозаичная аппликация наиболее трудоёмка, требует усидчивости, кропотливости и терпения, поэтому для неё нужно выбирать самые простые изображения с крупными частями.
Фотогалерея: готовые работы и шаблоны для мозаичной аппликации
Этот зайчик из ваты и ватных шариков изготовлен коллективно
Мозаичная аппликация «Лисичка» по силам одному-двум ребятишкам старшей группы
Жираф из крупы сотрится очено позитивно и красочно
Подыскивая шаблоны для аппликации в интернете, стоит обратить внимание на многочисленные раскраски для малышей
С такими позитивными шаблонами зверят аппликация превратится в весёлую игру
Выполняя аппликацию из крупы по этому шаблону, хвост и рожки лучше дорисовать или использовать нитки, ленту
Аппликация из готовых элементов
Этот вид аппликации наиболее простой, подготовка изображения минимальна. Для неё нужны ватные диски, листья, геометрические фигуры. Детям может потребоваться лишь разрезать согнуть готовые детали пополам. Главное, что необходимо — умение составить и оформить красивую композицию. Здесь уже требуются навыки плоскостного конструирования. Воспитанники обожают такую технику, потому что она по силам практически всем, а готовые работы имеют очень привлекательный, эффектный вид.
Аппликация из готовых форм может стать иллюстрацией к любимой сказке или мультфильму
В аппликации из готовых деталей даже один ребёнок может изобразить нескольких фигурок, часть ландшафта, жилище животного, проиллюстрировать эпизод любимой сказки. Подходит такой вид аппликации и для работы вдвоём. Как выполнять эту аппликацию:
- Продумываем, что и где мы расположим, какие детали пригодятся целыми, а какие нужно разрезать, согнуть.
- Сгибаем и разрезаем, если это необходимо, некоторые элементы.
- Раскладываем части аппликации на фоне, образуя полностью готовую композицию.
- Берём по очереди каждую деталь, намазываем клеем по краю и кладём на то же место, где она находилась. Аккуратно разглаживаем через салфетку (сухие листья и веточки разглаживать не нужно, на это обращают внимание детей).
- Декорируем мелкими элементами.
Фотогалерея: образцы аппликаций из готовых форм
Аппликация может состоять только из одних кругов, но в то же время быть непростой для выполнения, требовать внимания и умения подбирать цвета
Чтобы передать образ щенка, детям нужно продумать, как расположить хвостик и уши, ведь от этого зависят эмоции героя
Барашка на лугу изготовили из ватных дисков и ватных палочек, дополнив композицию готовыми цветами на клейкой основе
Оригинальный кот из ватных дисков станет украшением уголка природы
Таких зайцев дети могут изготовить в паре
Фигурка слона потребует от дошкольников усердия в передаче формы ног и хобота
Из готовых форм в сочетании с силуэтным вырезанием получилась чудесная картинка летней фермы
Наклеивая «иголки» этого ёжика, дети согласовывают свои действия, чтобы зверк выглядел нарядным и аккуратным
Видео: аппликация «Ёжик» из бумаги с объёмными элементами
Аппликация в старшей группе даёт детворе широкое поле для деятельности, поскольку они уже овладели множеством материалов и техник. Ничто не мешает им выразить своё доброе и заинтересованное отношение к миру животных. При умелом и творческом подходе педагога к организации занятий аппликацией на тему «Дикие и домашние животные» эта деятельность принесёт пользу не только в плане совершенствования умений и навыков, но и в воспитании лучших моральных качеств дошкольников.
Бумаготворчество занимается большое место в сетке занятий в дошкольном образовательном учреждении. С ясельной группы воспитанники учатся работать с ножницами, клеем, кисточкой, узнают, как из простых деталей можно составить узор или картинку. Ребят старшего возраста на занятиях в подготовительной группе следует обучить созданию трёхмерных аппликаций, привлекать к освоению навыков и начал геометрии, в частности, при конструировании диких и домашних животных.
Особенности занятия аппликацией в подготовительной группе детского сада
К возрасту 6–7 лет ребёнок хорошо обращается с ножницами, с лёгкостью вырезает по контуру простые фигуры. Он может соединять пунктир или точки непрерывной линией, нарисовать несложные элементы для использования в аппликации. В соответствии с умением воспитанников этого возраста программные требования усложняются. Педагогу необходимо направить фантазию ребят на создание сюжетных аппликаций. Процесс наклеивания подготовленных деталей ребёнок должен сопровождать словесными комментариями. Включается игровой момент: не только учимся создавать поделку, но и параллельно сочиняем историю.
Виды
Воспитанники подготовительной группы должны владеть следующими техниками аппликации:
- Создание по образцу. Ребёнок может обвести предложенные педагогом шаблоны, вырезать и составить подобную увиденному картинку. Воспитанникам предлагается несколько образцов на заданную тему и даётся возможность сочетать техники создания и композиционный элементы.
- Силуэтная аппликация. Предполагает те же действия, что и в предыдущем пункте, но шаблон сложнее, работа получается более трудоёмкой и кропотливой. Для возраста 6–7 лет данный вид аппликации интересен в том случае, когда в творческом процессе присутствует сюжетно-ролевой фактор.
- Создание симметричной фигуры или ряда симметричных фигур. Это действия со складыванием листа бумаги и вырезания половины изображения. Для старших дошкольников задание в этой технике должны быть максимально сложными: контур для вырезания должен иметь нюансы, внутри изображения необходимо сделать проколы или прорези.
- Обрывная аппликация. Используется при работе в смешанной технике. Например, в виде обрывной аппликации создается имитация птичьих перьев или меха пушных зверей.
- Накладная аппликация. Также используется в смешанной технике: для изображения рыбьей чешуи, змеиной кожи, оперения птиц.
- Модульная аппликация. Это работа с элементами одной формы, но разнообразных размеров и цветов. Детали можно сгибать и приклеивать одну из половин к основе (тогда вторая половина выйдет за пределы плоскости, получится трёехмерное изображение). Детали-модули можно накладывать друг на друга в процессе склеивания.
- Коллаж. Создаётся не просто изображение какого-либо объекта, в процессе творчества ребёнок вплотную подходит к миру искусства. Коллаж подразумевает работу с различными материалами, формами и имеет тщательно продуманную композицию, цветовое решения и зачастую сюжетную составляющую.
Фотогалерея: примеры аппликаций разных видов на тему «Домашние и дикие животные»
Создание прямой аппликации по образцу с применением различных материалов
Модульная аппликация: для создания изображения использовались элементы в форме круга
Силуэтная аппликация, сочетающая элементы простого конструирования и сюжетного замысла
В основе аппликации лежит симметричное вырезание объектов изображения. Задание в подготовительной группе предполагает вырезание сложных картинок, с мелкими деталями и прорезями
Аппликация-коллаж предполагает использование разнообразных материалов (пуговицы, кружево, природный материал, бусины, кусочки ткани)
Многослойная аппликация: детали наклеены друг на друга таким образов, что получается объёмное изображение
Используемые материалы
Для создания аппликаций нет ограничения в используемых материалах. Мелкая моторика в этом возрасте настолько развита, что воспитанники умело обращаются даже с сыпучими материалами из мелких частиц (манная крупа, опилки, цветной песок).
Для имитации шкуры собаки были использованы древесные опилки
Все чаще должны использоваться необычные материалы, чтобы у ребят не потерялся интерес к этому виду творчества. Особенно занимательным становится процесс, когда в качестве деталей аппликации выступают бытовые материалы — такие привычные в повседневности, но неожиданные в качестве составляющей предмета искусства. Это то, что чаще всего считается мусором: обёртки, фантики, фольга, металлические или пластиковые крышки и т. д. А также пищевые материалы: крупы, макаронные изделия различных форм, кофейные зёрна, сушёный барбарис, гвоздика, коричные палочки, даже попкорн, крекеры, сушки.
Фотогалерея: примеры использования бросового и пищевых материалов для создания поделок
Аппликация из зёрен и круп
Для имитации иголок ежа были использованы семечки
Использование макаронных изделий в качестве материала для аппликации
Использование конфетных обёрток в качестве материала для создания имитации рыбной чешуи
Использование попкорна для создания аппликации
Аппликация из пластиковых бутылочных крышек
Бумаготворчество
А как же бумаготворчество? Разумеется, в подготовительной группе также возможно создание аппликаций из бумаги. Но педагогу обязательно стоит помнить, что ребята в течение нескольких лет оттачивали навыки работы с ножницами и клеем, создавали картинки и первые сюжеты именно с этим материалом. Однако, бумажный материал — это не только картон и набор цветной бумаги! Воспитанники 6–7 лет охотно продолжают работу с хорошо знакомым материалом.
При подготовке занятия по созданию бумажной аппликации воспитатель должен следовать нескольким рекомендациям:
- Бумажные материалы разнообразны. Для создания применима газетная и журнальная бумага, обойная бумага, обёрточная и упаковочная бумага, салфетки однотонные и с тематическим принтом, калька, миллиметровка, пергамент, открытки, различные карточки, использованные билеты и проч.
- Применение других техник бумаготворчества при создании деталей для аппликации. Поговорим о них подробнее.
Плетение — один из древнейших видов творчества. Из бумажных полосок воспитанники могут сплести простую косичку, соединять между собой полоски разных цветов. Плетут также из бумажных трубочек, в таком случае процесс требует большего времени (необходимо заранее заготовить трубочки). По плетению должно быть проведено несколько отдельных занятий. Освоив технику простого (атласного плетения), воспитанники смогут создавать элементы для использования в аппликации.
Фотогалерея: использование плетёных деталий при создании аппликации
В основе делаются прорези, через которые протягиваются полоски бумаги
Пример использования плетения для создания образа животного
Пример использования плетения для создания образа животного
Примеры использования плетения для создания образа животного
Примеры использования плетения для создания образа животного
Гнездо выполнено в технике простого плетения
Оригами — вид японского искусства, техника складывания бумажных фигурок. Постижение основ оригами в детском возрасте отлично развивает мелкую моторику и готовит руку к письму. Ребёнок знакомится с началами геометрии, употребляет термины «точка», «линия», «угол», «прямой угол» и др. Однако, освоение работы в технике оригами требует основательного погружения, это надо учесть при составлении календарно-тематического планирования на год: для создания фигурок-оригами необходимо выделить несколько занятий.
После того, как воспитанниками отработаны способы изготовления фигур животных на занятиях по оригами, можно провести занятие по созданию коллектиных работ по аппликации.
Фотогалерея: схемы и шаблоны простых фигур животных в технике оригами и примеры их использования
Схема оригами
Схема оригами
Схема оригами
Схема оригами
Схемы оригами
Схема оригами
Аппликация с элементами оригами
Аппликация с элементами оригами
Аппликация с элементами оригами
Аппликация с элементами оригами
Аппликация с элементами оригами
Аппликация с элементами оригами
Аппликация с элементами оригами
Квиллинг — скручивание при помощи специального инструмента или простого карандаша бумажных полосок. Из спиралек создаются круглые или овальные элементы, из которых создаётся изображение путём наклеивания деталей на основу. Бумажные полоски для квиллинга можно нарезать самостоятельно, а можно закупить готовые наборы различных цветов и ширины. По квиллингу рекомендуется провести 1–2 отдельных занятия, итогом которых могут быть небольшие открытки-аппликации. Занятие по созданию коллективной аппликации предполагает, что каждому воспитаннику будет определено к созданию условленное количество деталей из бумажных спиралей, затем совместно ребята наклеят кручёные элементы на основу.
Фотогалерея: детали квиллинга, доступные для создания поделок примеры работ с ними
Основной элемент квиллинга
Инструкция
Элемент квиллинга
Инструкция
Аппликация с элементами квиллинга
Аппликация с элементами квиллинга
Аппликация с элементами квиллинга
Пейп-арт — техника создания элементов из бумажных салфеток при помощи намачивания и дальнейшего скручивания. Скручивают между ладонями. Из полосок салфетки получаются жгутики, из них можно свернуть различные фигуры (листики, круги, спирали и т. д.), из квадратов — шарики. Эта техника подразумевает наклеивание элементов из салфеток на поверхность для дальнейшего декорирования (шкатулки, деревянные рамки, вазочки и т. д.). Аппликацию с такими жгутиками и шариками следует выполнять на основе из плотного картона. Детали необходимо красить, бумажная основа может деформироваться при этом.
Фотогалерея: создание элементов и картинок из бумажных шариков
Процесс создания элементов
Заготовленный материал для создания изображения
Аппликация из жгутиков, скрученных из полосок салфетки
Аппликация из шариков, скатанных из кусочков салфетки
Аппликация из шариков, скатанных из кусочков салфетки
Аппликация «Домашние и дикие животные»
С темой «Домашние и дикие животные» воспитанники знакомились на занятиях по окружаюшему миру в младшей и средней группах. Они знают классификацию животных, в какой степени те или иные зависят от условий окружающей среды, как приспосабливаются к существованию. Им известны места обитания диких животных, некоторые особенности поведения, кто из животных травояден, кто хищник. Не меньше они могут рассказать о домашних животных: и тех, кто живёт на ферме, и о питомцах в городских квартирах.
Наиболее удачно проходит повторение и закрепление, когда календарно-тематическое планирование на год составлено таким образом, что возвращение к теме животных происходит сначала на занятии по познавательно-речевому развитию. Воспитанники совместно с педагогом систематизируют полученные ранее знания, развивают навыки устной речи, закладывается установка на внимательное отношение к окружающему миру, в том числе животным, на здоровый образ жизни с максимальной в современном мире гармонии с природой. А позже в планировании по этой же теме ставится творческое занятие: рисование, лепка, создание панно или аппликации.
Если выбрана индивидуальная форма работы, то воспитанникам можно предложить сделать несколько животных на одной основе или выполнить несколько поделок за занятие, если будет использована простая техника аппликации. Предпочтительнее для ребят этого возраста использование групповой формы. Воспитатель делит детей на группы по несколько человек, а далее воспитанники самостоятельно распределяют необходимые для создания аппликации действия.
Подготовка педагога к занятию
Чтобы занятие получилось интересным и полезным, необходимо заранее продумать, в каком ключе будет оно проходить и какие цели и задачи желаемы для достижения. В первую очередь, необходимо подобрать мотивирующий материал для подведения ребят к теме и дальнейшего погружения в творческий процесс.
Варианты начального этапа занятия:
- Беседа с воспитанниками, ответы на вопросы, истории из собственного опыта. Развиваются речевые навыки, мыслительные процессы, тренируется память.
- Сказка. Возможно, педагог предложит воспитанникам вспомнить сказки о диких животных, попробовать сжато пересказать одну-две. Для развития навыка аудирования воспитатель рассказывает небольшую сказку о животных. Пример сказки о домашних животных: «В деревне»:
Жили-были два друга Петя и Рома. Петя жил в городе, а Рома жил в деревне. И решил Петя к Роме в гости в деревню съездить.
Когда Петя приехал, решил Рома ему хозяйство показать. Пошли они на полянку и увидели там корову.
-Кто это? -удивился Петя.
-Это корова. Она дает вкусное и полезное молоко. А из молока делают и сметану, и творог и даже вкусное мороженое. А еще у коровы очень вкусное мясо.
Пошли мальчики дальше и увидели лошадку.
-А это кто?- опять спрашивает Петя.
-Это лошадка. Она помогает перевозить тяжелые грузы и дает вкусное молоко, которое называется кумыс.
Немного пройдя, мальчики увидели овечек, которые щипали траву.
-А это овечки, -объяснил Рома.- у них очень теплая шерсть, из которой вяжут варежки и носочки.
Пришли мальчики во двор и увидели курочек.
-А это что за птички?- спрашивает Петя.
-Это курочки. Они сносят яички. А еще куриный суп самый вкусный и полезный суп на свете.
Посмотрел Петя по сторонам и увидел собачку.
-А это я знаю. Это собачка. Она дом охраняет.
-Правильно, -сказал Рома.
И мальчики пошли домой. Мама Ромы накормила Петю вкусным куриным супом и напоила теплым молоком.
Пете в деревне очень понравилось.
( Нуртдинова Айсылу) - Чтение стихотворений о животных. Рекомендуется использование музыкального сопровождения для выполнения задачи развития эстетического вкуса и чувства прекрасного (воспроизведение аудиозаписей в фоновом режиме или использование проектора для просмотра презентации с аудиосопровождением).
- Использования наглядного материала. Плакаты «На ферме», «В лесу», «В зоопарке», книги о животных с иллюстрациями, просмотр слайдов или карточек.
Фотогалерея: примеры наглядных мотивирующих материалов
Плакат
Плакат
Плакат
Плакат
Плакат
Набор магнитных карточек (для доски)
Конспект занятия
В конспекте должны быть отражены этапы проведения занятия с указанием примерного времени на каждый, используемые материалы и инструменты, какие цели и задачи ставились и были ли они достигнуты, обязателен анализ по факту проделанной работы (что удалось, а что нет).
План конспекта:
- Цели и задачи
- Инструменты и материалы
- Поэтапный ход работы: оргмомент 3–4 минуты, обсуждение темы и порядка выполнения действий 5 минут, заготовка элементов 14–15 минут, наклеивание деталей на основу 4–5 минут, демонстрация работ, подведение итогов 3–4 минуты
- Рефлексия
Пример конспекта: аппликация из ватных дисков
- Цель: изготовление аппликации на заданную тему. Задачи: совершенствование мелкой моторики, развитие фантазии и эстетического вкуса, воспитание дисциплинированности и аккуратности.
- Инструменты: ножницы, клей с аппликатором, кисточки и краски, фломастеры. Материалы: картонная или фетровая основа, ватные диски.
- Организационный момент: воспитатель приветствует ребят, сообщает о цели занятия, называет инструменты и материалы.
Обсуждение: воспитанникам предлагается для просмотра презентация на тему «Домашние и дикие животные» с последующими ответами на вопросы. Целью беседы является повторение классификации животных. Далее, озвучивает задание для прикладной деятельности: «Выбрать одного или нескольких животных и самостоятельно создать его изображение в технике аппликация из предложенных материалов».
Заготовка воспитанниками элементов (покраска дисков в нужный цвет, нарезание дисков на более мелкие элементы, складывание дисков для создания объёмного изображения).
Наклеивание деталей на основу.
Демонстрация работ. Подведение итогов: воспитатель благодарит ребят за проявленный к теме интерес и проделанную работу, отдельно хвалит наиболее удачные поделки. - Рефлексия: какие трудности возникли в ходе занятия, что в конспекте нуждается в доработке, были ли достигнуты поставленные цели и задачи.
Схемы и порядок выполнения аппликаций
«Кошка»
– обвести на картонной основе шаблон с изображением кошки;
– нарисовать на основе глаза, рот, усы, уши и лапы животного;
– нанести кисточкой клей на основу, приклеить крупу в соответствии с замыслом (нужного цвета и формы).
Аппликация из крупы
«Пудель»
– обвести шаблон с изображением пуделя, вырезать по контуру (бумага белого цвета);
– приклеить вырезанный элемент на основу, в соответствии с замыслом приклеить ватные шарики на изображение собаки;
– дорисовать фломастерами необходимые детали (мордочку, когти).
Шаблон для поделки
Аппликация из ватных шариков
«Телёнок»
– обвести и вырезать из фетра разных цветов по шаблону элементы;
– наклеить на основу детали путём наложения.
шаблон для накладной аппликации
«Щенок»
– нарисовать и вырезать круги разного диаметра из бумаги всевозможных цветов в соответствии с замыслом;
– приклеить модули на основу, сгибая по замыслу.
Схема модульной аппликации
«В лесу»
– раскрасить основу для заготовки;
– приклеить детали из природного материала.
Групповая аппликация
«Мишки на полюсе»
– приклеить на цветную основу элементы для создания фото (мятая бумага, вата);
– нарисовать и вырезать по контуру изображение медведей;
– приклеить на фоновое изображение новые детали;
– дорисовать фломастерами задуманное.
Групповая аппликация
«Слон»
– наклеить на основу листья в соответствии с замыслом (техника наложения и конструирования).
Аппликация из природных материалов
«Овечка»
– создать элементы в технике квиллинг (выполняется группой);
– наклеить элементы на основу.
Аппликация в технике квиллинг
«Рыбки в аквариуме»
– каждый воспитанник делает рыбку в технике оригами;
– дополняет деталь простыми элементами (полоски, круги);
– наклеивание деталей на основу.
Аппликация с элементами оригами
«В зоопарке»
– каждый воспитанник выполняет аппликацию дикого животного на отдельной заготовке (пластиковый поддон);
– дополнение основ нитками (имитация ограждения);
– наклеивание поделок на общую основу.
Групповая аппликация
Видео: аппликации из природных материалов на тему «Животный мир»
Видео: мастер-класс по созданию объёмной аппликации «Рыбки»
Видео: квиллинг для детей, примеры поделок
Видео: как сделать кота из пряжи
В подготовительной группе детского сада по-прежнему важно заниматься созданием аппликаций. Этот вид бумаготворчества играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. Дошкольники старшего возраста работают со всевозможными материалами, используют различные техники. Необходимо чаще проводить занятия по аппликации в групповой форме: так ребята учатся взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности, общаться на одном уровне. Не прерывая творческий, процесс воспитанники развивают речевые умения и фантазируют. Сюжетная аппликация имеет игровую форму, но служит выполнения нескольких педагогических задач — обучающей, развивающей, эстетической.